Пятница, 14.12.2018, 20:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Тюхтетская СШ №1" Тюхтетского района


Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 314
Новости края
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » Литература » 6 класс

Урок литературы на тему «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского») в 6 классе
14.01.2018, 16:00

Задачи:

1)  раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

2)  совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода;

3)  способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: беседа с элементами анализа, выразительное чтение, просмотр видеофрагментов, задание в тестовой форме, кроссворд, работа со статьей учебника, групповая работа, прослушивание музыкального фрагмента.

  Программно-методическое обеспечение: учебник литературы для 6 класса (автор В.П.Полухина),  слайдовая презентация, толковый словарь, аудиозапись.

Ход урока

1.Организационный момент.

                                                                                                 Слайд №1

2.Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине).

                                                                                                Слайд №2

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего своего, как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

 

А кто же на самом деле твой ближний?

 Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

- Как же связана эта притча с рассказом В.  Распутина «Уроки французского»? (В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа).

- Как мы назовем наш урок? (Учащиеся высказывают свои мысли и предположения «Уроки французского» – уроки доброты - записываем тему).

                                                                                                                   Слайд №3

3. Работа в группах.

А) Индивидуальная работа (группа детей работает с кроссвордом)

Б) Исследовательская работа (работа с толковым словарём)

  Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского»; 

доказать, что «Уроки французского» -  это уроки доброты.  Л. Н. Толстой писал: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

 Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.

Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

- Вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии? (Урок)

                                                           Читаем в толковом словаре значение слова урок.

УРОК.

  1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
  2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.
  3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
  4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

Какое значение подходит нам?

( №3-Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего).

- Как вы понимаете слово «доброта»?

                                                                             Слайд №4

 - Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

(Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость Сострадание Расположение к людям)

                                                                           Слайд №4

На основе сделанных записей делаем вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющееся в стремлении делать добро.

4.Беседа  с элементами анализа.      

Настоящая доброта бескорыстна. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Доброта означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

- А кто в рассказе нуждается в помощи? Кого можно назвать нашим ближним? (Главный герой - рассказы уч-ся о его жизни  в райцентре, о трудностях, с которыми он сталкивается каждый день: не давался французский язык, голод, тоска по дому…)

                                                                                                               Слайд №5,6,7,8

- Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? (Мужество, настойчивость и терпение. Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.  

          - Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню?

          -Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
- Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку?

        - Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
(Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке.)

 Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добра.

Значит, в произведении отражена извечная борьба добра и зла. Исход этой борьбы может решить добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

- Кто протянул руку помощи вашему сверстнику?

( Учительница французского языка Лидия Михайловна, ее мы тоже можем назвать нашим ближним)

                                                                                                                              Слайд №9

5.Сообщение учащегося о Лидии Михайловне Молоковой (дополнительный материал).

В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

 

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

 

- Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем?

 (Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского» - в школе, наутро после драки

                                                                                               Слайд №10

- Как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? 

Что в этот момент пережил мальчик?

 (Он боялся, что его выгонят из школы, это позор; подумают, «что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел»).

-Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность).

- Что предпринимает Лидия Михайловна, когда узнает истинную причину его игры на деньги?

(учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить; Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику; она предложила играть на деньги в «пристенок» -  нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости) - показ видеофрагмента

                                                                                                                                Слайд №11

Директор школы назвал этот поступок Лидии Михайловны преступлением.

Согласны ли вы?

(ответы могут быть дискуссионными  - ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства)

 

6. Дифференцированная работа.

А) Проверочная работа (задание в тестовой форме).

 

Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна , конечно, совершила безнравственный поступок. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старается ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашает домой, чтобы подкормить, отправляет посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

             -  Какие нравственные уроки (уроки доброты) преподает своему ученику Лидия Михайловна?

Б) Творческая работа учащихся (группа детей записывает 2-3 предложения и зачитывает).

Примерные ответы учащихся:

 

  1. Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.

 

  1. Лидия Михайловна  сделала    все, чтобы  приручить  мальчика  к себе, помочь ему выжить. Она   спасала его своим добрым  поступкам  и  преподавала ему своим примером урок  доброты.

 

  1. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

 

  1. Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Вы правы:  мальчик, действительно, получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

 7. Работа со статьей учебника.

Недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье.

- Какова основная идея этой статьи? (только следуя законам доброты, можно победить зло).

Выделяем из статьи законы доброты Распутина:

  1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»
  2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»
  3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

Обсуждение  законов доброты В. Распутина.

В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми тем духовным опытом, который он получил в своей жизни, считая, что эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.
 

8. Рефлексия.

– Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

Вывод:. Я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей  жизни  и вы  всегда   придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.

(прослушивание отрывка из песни «Дорогою добра»)

 

9.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение "Уроки доброты в вашей жизни"

Подберите пословицы и  стихотворения о добре и милосердии.

скачать презентацию

Категория: 6 класс | Добавил: anis
Просмотров: 416 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Новости образовани
Родителям
Доступная среда
Поиск
Независимая оценка

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz