Воскресенье, 22.04.2018, 13:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Тюхтетская СШ №1" Тюхтетского района


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 308
Новости края
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогические проблемы

«Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО».
16.01.2018, 11:13

Начальная  школа    должна  формировать   и  опыт самостоятельной  деятельности,  личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество  образования. Одной из важных является коммуникативная компетентность, которая не возникает на пустом месте, а  формируется. Как  и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. С этой целью большое внимание уделяется одному  из способов  коллективного взаимодействия – работе в группах, которая  способствует активизации  познавательной деятельности  учащихся и формированию  у них таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, формированию коммуникативных навыков.     

На своих уроках я применяю  технологию  сотрудничества.   Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Цели  групповой работы: повышение  учебной мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств (самостоятельности, ответственности, трудолюбия и др.).

Главная идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнять что – то вместе.                                    

     Начинать   вводить  элементы групповой работы надо  уже с первых дней учёбы детей в школе, первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. При делении  детей на группы, надо  учитывать  характер каждого ребёнка, уровень его умственных способностей, межличностные взаимоотношения. Я назначаю в группе  ответственного  или капитана команды и  ему в помощь эксперта – консультанта.  Эти  ученики  руководят работой группы, оказывают помощь тому, кому она требуется,  и контролируют выполнение заданий. На  первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать небольшие группы,  по 3- 4 человека. Организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе, а работа больших групп, по 5 – 6 человек  связана с существенной перестановкой столов. Исследования показали, что оптимальной  является группа численностью до 6 человек, поскольку более в многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех его членов.  Желательно, чтобы в группу вошли ученики с разными учебными возможностями, мальчики и девочки.   А, чтобы  у ребят сложился  опыт работы в группе,  состав группы  надо стараться  оставлять стабильным    (дети должны привыкнуть друг к другу и уважать мнение каждого участника), по знаниям группы – разноуровневые, по умениям и навыкам работы – равноценные, капитаны команд  должны пользоваться авторитетом, так как их мнение  при оценивании каждого участника будет учитываться (оценивание открытое).  Обладая  разной обучаемостью,  интересами и работоспособностью,  такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже  проникают в  учебный материал.

Группа  же составленная  только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому  будет руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не могут помочь друг другу. Хочу отметить, что планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу  друзей или подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Следует обратить внимание и на личностные  качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость.

 Прежде чем работать в группе,  я знакомлю  с правилами  работы  в ней,  а  в дальнейшем  всегда эти правила выполняем.

                                     Правила работы в группе.

- в группе должен быть ответственный.

-  работать должен каждый на общий результат.

-  один говорит,  другие слушают.

- своё несогласие высказывай  вежливо.

 

  Правила организации учебного сотрудничества на уроках.

- к  групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости  от необходимости и целесообразности такой работы. Учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальных классах  особенно  на первых порах составляет 5 – 7 минут, т.е. достаточно  невелика.  Это связано  с тем, что  младшие  школьники,  не обладая необходимыми для сотрудничества  умениями, часто  создают излишний шум, который может стать помехой для усвоения учебного материала.

- нельзя  принуждать к общей работе  детей,  которые не хотят вместе работать, можно разрешить ребёнку отсесть и работать  в одиночку, при этом учитель не должен показывать своё недовольство.

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем  представить  «продукт»  своего труда.

Примеры заданий   для обучения  в сотрудничестве:

- провести небольшую исследовательскую работу

- выполнить задание по «цепочке: прочитать текст, проверить

       словарные слова  и т. д.

     - подготовить ответы  на вопросы по новому материалу

     - инсценировать сказку, басню или рассказ

    - придумать сказки, фантастические рассказы  по  учебным темам,

       например, «Что было, если бы …»

- составить  загадки или кроссворды  по какой – либо теме

- изготовить композицию по сказке  на уроках технологии 

Положительные моменты групповой  работы

- идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки

- развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности

- сохраняется интерес к   познанию

      При групповой форме деятельности  отдельные учащиеся  ставятся в положение учителя, у ребят появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. В результате формируется  чувство взаимной ответственности, интерес к работе товарищей, создаются условия развития и саморазвития младших школьников под влиянием сверстников. При этом в группе возникает необходимость разнообразия мнений, действий, её участники испытывают  удовлетворение от активного участия в совместной работе.

      Кроме того, групповая  работа удовлетворяет потребность в общении, способствует более раскованному поведению учащихся при обсуждении, создаёт больше возможностей для поиска творческих решений, формирует организаторские и рефлексивные способности. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

  Всё это, конечно, хорошо, если в классе  мало слабых детей.  А если их  много... То, работая в группе, ученики остаются на едином  для всех его участников уровне усвоения знаний, а  некоторым учащимся этого явно мало, у них  появляется неудовлетворённость, потребность  в более трудных типах задач и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более  слабыми товарищами  нежелательна. ( Это моё личное мнение)   Поэтому я время от времени создаю специальные, так называемые олимпиадные группы из сильных учеников  или организую их индивидуальную работу.

       При подборе заданий  для групповой работы в сотрудничестве разные группы получают либо одинаковые, либо различные задания,  что определяется темой и целью урока. Иногда  группы  различаются по типу работы  (одна группа  проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему, четвёртая работает со словарями),  по уровню сложности задания с учётом развития учащихся. Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся принимают это как ситуацию соревнования, но лучше, чтобы группы не соревновались между собой.  Группы соревнуются при проведении внеурочных мероприятий по предмету, литературных викторин, КВН, турниров и т. д.

Кроме того, часто использую работу в парах. Задания дети выполняют либо вместе, либо вариативно, потом проверяют  друг у друга.  На уроках чтения и окружающего мира при проверке домашнего  задания в парах,  сначала  один ученик   выступает в роли учителя, задаёт товарищу  как можно больше толковых вопросов, а другой отвечает, а потом наоборот.

     Приведу примеры  работы в группе.

Например.  Группам даётся задание ответить на вопросы по новому материалу. В группе 4 человека: сильный, двое  средних  и один слабый ученик. Работа  строится  следующим образом: сильный ученик непосредственно  отвечает  на вопросы и руководит работой группы, слабый ученик находит подтверждение  его ответов в тексте учебника, два других работают так:  один записывает ответы на лист бумаги, другой придумывает или находит в учебнике примеры.

Бывает и так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.

             На уроке технологии  «Лепка из пластилина» учитель даёт группам, состоящим из 4 – 6 человек  задание: изготовить композицию по сказке  «Колобок». Ведущий в группе предлагает общую  композицию: какой фрагмент сказки будет  представлен в композиции, какие фигурки в какой позе, с каким настроением следует вылепить, продумывает расположение фигурок на листе, распределяет  изготавливаемые изделия по исполнителям, следит за соотношением размеров, каждый ребёнок отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными.

    Другие группы  могут получить такое же задание. Если задание одинаковое для всех групп, то,  естественно,  группы имеют право  выбрать разные эпизоды сказки или создать свою  собственную композицию по  одному и тому же эпизоду. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнивать результаты различных групп. Возможен и другой  вариант: группам предлагаются разные сказки. В этом случае выбор сказки может осуществляться по жребию.

       Подготовка к уроку в сотрудничестве  - довольно  трудоёмкий процесс,  требующий от учителя определённого энтузиазм.

 

Дети – это будущие взрослые.  Любой детский  коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня  детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить  в  действительно демократическом обществе.

Категория: Педагогические проблемы | Добавил: anis
Просмотров: 45 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Новости образовани
Родителям
Доступная среда
Поиск
Независимая оценка

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz