Воскресенье, 22.04.2018, 13:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Тюхтетская СШ №1" Тюхтетского района


Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 308
Новости края
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогические проблемы

«Применение игровых технологий на уроках иностранного языка»
27.01.2018, 20:32

«Применение игровых технологий на уроках иностранного языка»   

Понимая роль игры в развитие познавательной активности учащихся на уроках иностран­ного языка и во внеклассной деятельности, я изучила методику проведения игр,  техноло­гию игровых форм обучения, классификацию игр, цели и задачи применения игровых технологий, особенности отбора содержания учебного материала, основные принципы ор­ганизации игры.

Опыт моей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологи­ческий барьер и обрести веру в свои силы. Применение игровых приемов позволяет соз­дать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматиче­ских структур, речевых образцов. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Жела­ние решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если под­росток при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие воз­можности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразитель­ность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает воз­можность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игру так же можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возмож­ность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально прибли­женных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоционально­стью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Фразу « Let’s play» ученики ждут с нетерпением. Их веселый смех, оживление, желание говорить по-англий­ски служат показатели заинтересованности, увлеченности.

     Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языко­вого материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготов­кой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осоз­навать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие ре­зультаты. Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

            Е.И. Пассов  выделяет шесть основных целей использования игры на уроках ино­странного языка.

  1. Формирование определенных навыков.

(фонетических, лексических, грамматических)

  1. Развитие определенных речевых умений.

Например, при прохождения темы «Дом. Квартира» можно провести такие игры:

    • Семья вашего  друга получила новую квартиру, поможем ему расставить ме­бель;
    • Семья вашего друга сделала реконструкцию дома, расспросите его, как выгля­дел дом до и после реконструкции, чтобы ему хотелось бы изменить еще.
  1. Обучение умению общаться:
  • Поздоровайтесь и сделайте комплимент;
  • Конкурс на самого лучшего хвастуна (отработка употребления степеней срав­нения прилагательных в речи учащихся);
  • Конкурс на самого лучшего собеседника;
  • Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание?
  1. Развитие необходимых способностей и психических функций:
  • Игра «Внимательный ли ты?»
  • Игра «Снежный ком» (тренировка лексического запаса).
  1. Познание в сфере страноведения и языка:
  • Викторина;
  • Лото;
  • Путешествия;
  • Конкурсы.
  1.   Запоминание речевого материала: 
  • Рифмовки;
  • Сопровождение слов мимикой и жестами;

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную актив­ность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами;

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуаль­ной деятельности;

III группа – игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими;

IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отра­жают профессиональную деятельность взрослых;

V группа игр – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздейст­вующие на психическую сферу.

Как правило, каждая конкретная игра представляет собой синтез нескольких типов игр, выделенных в классификации. Я стараюсь использовать в своей работе разнообраз­ные виды игровой деятельности: фонетические игры – сказки, грамматические игры, лексические игры, игры с буквами, игры со словами, синтаксические игры, работу с картинками, работу со знаками и символами культуры, загадки, ребусы, лото, языковые и речевые игры, викторины «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?», игры «Поле чудес», «Звездный час», «Слабое звено», работа с куклами, ролевые игры.

Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны де­тей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Задачи использования игры на уроках иностранного языка:

I. Образовательные:

1.Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2.Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнитель­ных исторических источников.

II. Развивающие:

1.Развивать у учащихся творческое мышление.

2.Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2.Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применяя языковые и речевые игры на уроке, учи­тель должен помнить следую­щее:

  1. Выбор формы игры должен быть педагогиче­ски и ди­дактически обоснован. Необхо­димо знать, с какой целью он проводится игра.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
  3. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
  4. Игры должны соответствовать возрасту и язы­ковым возможностям учащихся.
  5. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане – го­ворение.
  6. Ведущий, обычно учитель, должен быть по воз­можности на заднем плане. Роль ве­ду­щего могут играть и ученики.
  7. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, важен перенос основ­ного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
  8. Затраты времени на подготовку и проведение игры и её польза должны нахо­диться в оправ­данном соотношении друг с другом.
  9. Языковые игры должны проводиться преиму­щественно на иностранном языке.
  10. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Необходимо воспитывать понимание учащимися возможности «проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях; осознание зависимости своих «вы­игрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно риско­вать; всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.

Нельзя забывать о том, что игры не могут заме­нить систематической учебы и ин­тенсив­ной тренировки. Они базируются на уже изу­ченном материале. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и планово.

Проведение контроля в игровой форме заставляет учащихся забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь я оцениваю их знания, делаю выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо поработать. Особенностью иностранного языка как предмета является умение, говоря на нём, чувствовать себя свободно и естественно. Именно поэтому в школьном обучении языку противопоказано ''тыкать носом'' учеников в их ошибки – это ведёт к психологической зажатости, к возникновению ''коммуникативного барьера''. Же­лательно осуществлять анализ ошибок после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их дея­тельности необходимы для устного протекания игры, соз­дания правиль­ных межличностных отно­шений в коллективе.

В любой вид деятельности на уроке я стараюсь вне­сти элемент игры. Индивидуальные и тихие игры провожу в любой момент урока, коллек­тивные - в конце урока, по­скольку в них ярче выражен элемент состязательно­сти, они тре­буют подвижности.

II этап - формирование лексических навыков.

Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексиче­ском материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного за­паса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. По моему мнению, большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи школь­ников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Уча­щиеся должны овладеть строительным материалом для общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Рече­вые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание. 

       При изучении новой лексики я применяю такие игровые методы как:

  • кроссворд
  • квизы: «Исключи лишнее слово» 
  • составление истории по картинке
  • Choose the words on the topic
  • Choose the correct translation. 

Большой интерес вызывают также квизы типа «Исключите лишнее слово». Система­тическое использование квизов стимулирует самостоятельную работу учащихся дома и во время урока, усиливает интеллектуальную загруженность урока, так как они требуют умения логически мыслить и, следовательно, доказывать правильность своего ответа.

Использование такого игрового метода как составление истории по картинкам также используется для изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение уча­щихся, а также дает возможность ученикам показать свой знания, полученные на других уроках или из личного опыта, способствует развитию коммуникативных навыков уча­щихся. С помощью такой работы:

-  обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;

- идет закрепление грамматических на­выков учащихся;

-  совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;

- развивается воображение;

- происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

III этап - формирование грамматических навыков.

     Грамматические игры преследуют цели:

  1. Тренировать учащихся в употреблении лек­сики в си­туациях, приближенных к есте­ст­венной обстановке;
  2. Активизировать речемыслительную деятель­ность уча­щихся;
  3. Развивать речевую реакцию;
  4. Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически приме­нять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направлен­ную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении граммати­ческих структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим одно­образием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Я активно использую в работе стихи, песни, игры.

IV этап - формирование коммуникативных навыков.                                                                                                                                              

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

  1. научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
  2. научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые на­выки;
  3. обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Ролевая игра является одним из резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет сферу деятельности; выступает как эффективное средство созда­ния мотива к иноязычному диалогическому общению, реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Речевые игры учат умению пользоваться языковыми сред­ствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.

       Я также провожу  и игровые физкультминутки, так как наилучшим отдыхом, приво­дящим к быстрому восстановлению работоспособности, служат игры, сопровождаемые положительными эмоциями. Они наиболее согласуются с детской психикой и обеспечи­вают условия для самовыражения и реализации заложенной в индивидууме свободы. Та­кая  форма разрядки предупреждает переутомление детей.

Категория: Педагогические проблемы | Добавил: anis
Просмотров: 17 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Новости образовани
Родителям
Доступная среда
Поиск
Независимая оценка

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz